Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
Главная / Новости республики
13.12.2022

Вступительная кампания 2023 года пройдет с рядом новшеств

Говоря об основных подходах при корректировке правил проведения вступительной кампании, Президент в августе этого года поставил три основные задачи: увидеть абитуриента, не потерять одаренную, талантливую молодежь и прекратить беготню между университетами. Необходимые изменения уже разработаны. В чем они заключаются? Об этом шла речь на совещании у Президента с привлечением к разговору широкого круга специалистов. Увидеть студента Вступительная кампания — вопрос, который так или иначе затрагивает многих. Учитывая чувствительность момента, приготовления к «новому сезону» начинаются загодя. Так, правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также правила приема лиц для получения среднего специального образования были утверждены в январе. Тем не менее по требованию Президента они подверглись корректировке. Например, на протяжении ряда лет в Беларуси действует система сдачи централизованного тестирования. Это эффективная и проверенная схема. Но проблема в том, что университеты видят новоиспеченного студента только 1 сентября, когда уже начинается учебный год. В то же время в ряде случаев необходимо оценить не только знания, но и мотивацию молодых людей при выборе профессии. Именно для учета всех моментов специалисты разработали изменения, которые будут реализованы уже вступительную кампанию. ЦТ и ЦЭ Одно из главных новшеств — введение централизованного экзамена как формы выпускной аттестации общеобразовательных школ. Причем вместо четырех прежних теперь выпускники будут сдавать только два экзамена. По словам министра образования Андрея Иванца , «за» высказались все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя и родители. В итоге после окончания 11-ти классов выпускники будут сдавать два ЦЭ: один, обязательный, — по русскому или белорусскому языку, второй — по выбору из тех предметов, по которым предусмотрено ЦТ. Затем поступающие в вузы будут сдавать один дополнительный экзамен в форме централизованного тестирования. А зачисление в университеты пройдет по результатам двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. В таком подходе министр образования видит решение проблемы той самой беготни между вузами. — Ранее была предусмотрена возможность сдачи четырех ЦТ, и, условно говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика,  — говорит руководитель ведомства. — Сегодня, когда мы оставляем формат сдачи двух ЦЭ и одного ЦТ, мы четко уверены, что он выберет то направление, с которым хочет связать свою дальнейшую жизнь. Сертификаты ЦЭ будут действовать два года. Если выпускник школы после 11-го класса не планирует сразу поступать, он может сделать это через год-два. Также есть отдельная норма, по которой выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ. Воспитательный момент В перечень документов для поступления теперь включается и характеристика. Специалисты поясняют: все университеты проводят анкетирование и диагностику абитуриентов, но пока результаты будут обработаны, вузы получают эту информацию только через месяц, а то и два. Характеристика же даст возможность собрать данные заранее. Министерство образования уже разработало форму документа из 11 пунктов. Среди них — анкетные данные, семейный статус, информация о хобби, правонарушениях, если они были, и многое другое. — Отдельный пункт посвящен участию в мероприятиях патриотической и трудовой направленности. Сегодня мы говорим о том, что это важнейшие элементы воспитательной работы в школе,  — подчеркивает Андрей Иванец. Все новшества, озвученные на совещании у Президента, будут внесены в действующие правила приема в вузы и учреждения среднего специального образования и опубликованы для всеобщего ознакомления до конца года. Нагрузки — меньше, мотивации — больше Анна Королевич, директор Боровлянской средней школы № 3: — Введение централизованного экзамена снимает с выпускников двойную нагрузку. И родители, и дети обрадовались тому, что один из этих экзаменов будет на выбор. Это дает последним больше свободы. Так как раньше мамы и папы жаловались: ребенок — гуманитарий, и оценка за экзамен по математике тянет его аттестат вниз. Сейчас же будет так: ты гуманитарий, пожалуйста, сдавай тот предмет, который дается тебе легче. Также положительный момент — сдача одного теста по профильному предмету при поступлении в вуз. В результате нагрузка на абитуриента меньше, а мотивация поступить на желаемую специальность выше. Ведь часто было такое, что если не хватило баллов в одно место, то абитуриент направлялся в другое, где меньше баллов. И это шло вразрез с его интересами. Уверена, новая система позволит большему количеству мотивированных ребят поступить в университеты. Духовное развитие имеет значение Лилия Кирьяк, заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания: — Централизованный экзамен как вид итоговых испытаний для выпускников школ мы закрепили еще при разработке обновленного Кодекса об образовании. Основная цель — привлечь в вузы наиболее мотивированных, одаренных, а главное, целеустремленных и трудолюбивых выпускников школ, гимназий и лицеев, а в перспективе — компетентных специалистов для всех сфер жизнедеятельности страны. А для этого у наших ребят есть несколько путей. Во-первых, республиканские олимпиады. Не только победители получают возможность поступления без экзаменов, но и обладатели похвальных листов смогут поступать вне конкурса. Победители областного этапа уже в эту вступительную кампанию станут зачисляться в региональные учреждения высшего образования. Во-вторых, появится рейтинг участников университетских олимпиад. И каждый университет установит определенное количество мест для таких ребят. Следовательно, если есть 5 мест, то первые пять ребят из этого рейтинга будут зачислены на бюджет. Третий источник отбора будущих студентов — это наш Национальный детский технопарк, закрепленный в кодексе как новый вид учреждения образования, где наши ребята проходят многоступенчатый отбор. Таким образом, включая и целевиков, выпускников аграрных, педагогических и военно-патриотических классов, бюджетные места в наших вузах на 45–50 % заполнят высокомотивированные студенты. Замечательное новшество — характеристика. Выпускник должен быть не только умен и мотивирован, но и с набором деловых, нравственных качеств. Второй момент — это отразит участие в общественной жизни, раскроет увлечения и таланты, которые он продолжит развивать и в вузе. Народная газета